Баннов Игорь Иннокентьевич
27.02.1959 года - 19.09.2006 года.
За 8 лет до появления на карте страны нового города - Нефтеюганска и «за тридевять земель» от него родился человек, который впоследствии (и, как оказалось - в нужное время) встретился с нашим городом и оказал огромное позитивное влияние на его жизнь. Если воспользоваться астрономической терминологией, то он стал светилом большой величины на небосклоне нашего города. Звездой, что не только освещала верное направление в деле развития системы образования, оказавшегося в тупике постсоветского периода в связи с утратой прежних ориентиров. Но и несла тепло чувств этого человека к людям, городу, стране, энергию его устремленности на развитие, на преобразование жизни. Он был гражданином и патриотом в истинном смысле этих понятий: его волновало будущее России и наших детей, и он посвятил свою жизнь (причем, не напрасно!) закладке интеллектуального и нравственного фундамента под благополучие завтрашнего дня государства и народа.
И хотя земной путь И.И.Баннова оказался недолгим, прервался на 48 году жизни, в пору профессиональной мудрости, гражданской зрелости, полноты сил, дел и планов, - по сути, Игорь Иннокентьевич остался с нашим городом навсегда. Ибо главное дело его жизни, начавшись здесь в виде частного эксперимента, сегодня успешно развивается, получив официальное признание не только в Югре, но и многих регионах России. А еще потому, что ученый и философ, педагог и воспитатель И.И.Баннов не просто профессионально выполнял работу – он ею жил: мечтал, стремился, верил, радовался, переживал, убеждал, вдохновлял – и тем самым остался в каждом ученике, в учителях, в своем детище-Лицее, который задумал и создал, как школу нового типа. У Игоря Иннокентьевича и при жизни было много сподвижников по всей стране, через которых его идейный заряд передается новым последователям. Есть уверенность, что обратного хода у этого процесса не будет, и со временем образование вполне освоит функцию, что значительно расширяет его роль в упрочении государства. Речь идет о том, что образование может создавать не только интеллектуальный, но и нравственный, гражданский потенциал общества – силу, что реализует планы государства. 12 лет, что прожиты Игорем Иннокентьевичем в Нефтеюганске, оказались самой плодотворной порой, которая поставила его имя в ряд наиболее достойных жителей, являющихся гордостью нашего муниципального образования.
И.И.Баннов родился в г.Васильков Киевской области, в семье с «кочевым» образом жизни – его отец был кадровым военным. Правда, к тому времени, как Игорю Иннокентьевичу пришла пора стать школьником, обстоятельства позволили семье «осесть» в г.Краснодаре. Характер, да и судьба человека видны с детства. Он был живым, любознательным мальчишкой, его активное, без стороннего нажима, познание жизни обращало на себя внимание. Родители не сомневались, что этому ребенку образованность «на роду написана». И действительно, он успешно закончил две школы – музыкальную и общеобразовательную (1976 год). Здесь же, в Краснодаре, получил высшее образование - в Кубанском государственном университете (1983 год). Цветущая столица зажиточной Кубани была реальной дорогой дальнейшей жизни молодого дипломированного учителя физики. Он же выбрал ту, которая связала его с Югорским краем.
Получив диплом и собрав свою молодую семью (жену Ирину Васильевну и дочь Веронику), И.И.Баннов в 1983 году приезжает в поселок Пойковский Нефтеюганского района. Внешние причины такого решения, думается, не имеют большого значения. По прошествии времени становится ясно, что связанные с нашим регионом понятия тех лет: поиск, открытия, смелость, новаторство, энтузиазм – соответствовали его характеру и потребностям. Значит, зов сердца привел его туда, где для него имелось больше перспектив реализовать себя. Специалисты с высшим образованием здесь были в дефиците и высоко ценились, быстро получали самостоятельный фронт работ, и если обнаруживали способности и толк, а к тому же инициативность, то их служебный рост не заставлял себя ждать. Из всех этих «привилегий» Игорю Иннокентьевичу нужна была самостоятельность, чтобы реализовывать свои идеи, иметь возможность испытывать и внедрять новую педагогическую методику, создавать условия для постоянного развития системы образования. Но еще несколько лет разделяли мечту и ее воплощение.
В Пойковском Игорь Иннокентьевич проработал 7 лет: поначалу учителем физики, а вскоре директором средней школы № 3. Прогрессивные методы организации работы школы, широкий интеллект, педагогический талант, жажда углубления базовых знаний и кипучая энергия молодого директора обратили внимание окружного начальства. В 1990 году он получает приглашение на работу в окружной Институт усовершенствования учителей, что находился в г.Ханты-Мансийске. Здесь И.И.Баннов возглавляет кабинет передового педагогического опыта, затем кафедру управления инновационными процессами. Здесь он обретает необходимый простор для мысли и действий на перспективу. Много ездит, изучая достижения в работе общеобразовательных учреждений, пишет научные статьи, выступает на семинарах, конференциях различного уровня, разрабатывает рекомендации для учительских коллективов. Одновременно учится в Московском Методологическом Университете, который заканчивает в 1992 году по специальности «Методолог-игротехник», что повысило его профессиональный уровень в плане владения современными технологиями обучения.
Период работы И.И.Баннова в окружном центре (1990-1993 гг.) совпал с известными кардинальными переменами в устройстве нашего государства. Обладая аналитическим мышлением, он понимал, что в государственной системе страны назревает кризис. Наверное, поэтому распад СССР, разрушение идеалов и целостности всех сторон жизни общества не повергли его в состояние оцепенения, как многих тогда. В то время останавливались предприятия и целые отрасли, люди ощущали себя потерянными. Образование также пришло в упадок: работать по-старому не представлялось возможным, а по-новому еще никто не знал, как. Игоря Иннокентьевича эти события, наоборот, мобилизовали. Он с жаром углубился в вопросы «стыковки» интересов общества и государства. Это привело к переосмыслению роли образования и выводам, которые он сформулировал в тезисе: «Образование есть механизм формирования общества, развития социальных отношений и построения полноценной жизни государства». Передача обществу суммы знаний, по мнению И.И.Баннова, лишь вторичная функция образования. При таком рассмотрении назначения этой сферы деятельности, воспитание и обучение становятся звеньями одной цепи, причем, именно в данном порядке.
Не вдаваясь в подробности концепции, разработанной И.И.Банновым, отметим, что в целом она нашла одобрение в окружном департаменте образования. Это давало основание работать над ней дальше и надеяться, что дело дойдет до практической «обкатки» на базе какого-либо учебного заведения. Находясь в этом творческом процессе, Игорь Иннокентьевич вскоре получает направление в комитет образования г.Нефтеюганска на должность заведующего отделом развития. Так в самый сложный период образовательная сфера нашего города обрела идейный стержень в лице И.И.Баннова. Он вооружил ее новой стратегией, наполнил новым содержанием, указал педагогам цели и пути их достижения на десятилетия вперед, - такова оценка директора департамента образования Нефтеюганска А.И.Исаевой.
Всякого нового человека, тем более, если это яркая личность, общество принимает с некоторой настороженностью. В Нефтеюганске Игоря Иннокентьевича, педагога неординарного, с особым – научным складом ума, убежденного и напористого, поначалу многие сочли карьеристом. Вскоре стало понятно, что он стремится вовсе не к славе и удовлетворению личных амбиций. Его истинный интерес составляло само образование, динамика его прогресса. На данном этапе это было построение образования таким образом, чтобы оно могло менять действительность: формировать нового человека, новое общество, новую жизнь.
Игорь Иннокентьевич умел убеждать, вдохновлять, вести за собой. В 1994 году он получает «благословение» органов власти на создание в Нефтеюганске экспериментальной гуманитарно-методологической школы, которая получила название МОУ «Лицей», и становится его директором. С этого момента в жизни Игоря Иннокентьевича наступает самая горячая, но и самая увлекательная пора, время больших забот, больших тревог, большой любви к своему детищу и бесспорных успехов. В Лицее он воплощает в жизнь то, о чем было сказано выше – строит принципиально новую практику образования, создает вместе с учительским коллективом новые педагогические технологии. В Лицее рождается и в городе приживается понятие: социальное проектирование. Это ведущая технология Лицея, суть которой – вовлечение учащихся в понимание всего, что нас окружает, осознание своего собственного предназначения, жизненное проектирование самих себя (мечты, цели, средства) и окружающего мира, включение в решение социальных проблем и выстраивание гражданской позиции.
Социальное проектирование эффективно способствует главной задаче Лицея: воспитывать выпускников, способных самостоятельно принимать решения, ответственно относиться к жизни, трудолюбивых, высоконравственных, патриотов своей страны. И действительно, лицеисты отличаются умением мыслить по государственному, стремлением помогать нашему городу развиваться, желанием приносить людям пользу. Они создают и реализуют массу проектов, которые способствуют решению насущных социальных проблем (в частности, это касается неблагополучных семей, наркомании, СПИДа), воссозданию истории Нефтеюганска, укреплению связи поколений нефтеюганцев (что получило особую востребованность в период подготовки к 40-летию города). При Лицее создан гражданский клуб, где молодые люди города учатся быть ответственными за свою страну, где формируются их политические взгляды и устремления. Клуб действует и ныне. В нем выросли сегодняшние члены Молодежного Парламента – это еще одно, уже обладающее определенными полномочиями, формирование молодежи гражданской направленности, что появилось у Нефтеюганска в последние годы.
По мере становления Лицея росло в городе доверие к Игорю Иннокентьевичу. Директора школ и учителя, родители и школьники, представители органов власти шли к нему, чтобы услышать его слово, совет, предложение. Казалось, он не принадлежал себе: был нужен всем и все успевал. Организовывал и проводил городские и окружные семинары, был членом Экспертного совета городского департамента образования, членом Коллегии департамента образования и науки ХМАО-Югры Во всех своих выступлениях проводил мысль о том, что образование – дело общественное, оно объединяет интересы всех слоев и структур и, соответственно, нуждается в объединении усилий. По инициативе И.И.Баннова в Нефтеюганске прошла трехдневная конференция общественности, на которой обсуждались социально-культурные перспективы города. По итогам конференции была создана и принята программа социокультурного развития нашего муниципального образования, Игорь Иннокентьевич явился одним из ее разработчиков.
Широкую известность в округе он приобрел и как руководитель популярных развивающих окружных программ «Я – Гражданин России» и «Золотое будущее Югры». Причем, конкурс «Золотое будущее Югры», проводимый под патронажем Губернатора автономии, разработан именно И.И.Банновым – по технологии социального проектирования. Следует отметить, что Лицей со стабильным успехом участвует в этих конкурсах - из года в год лицеисты входят в число победителей. То же самое можно сказать и об участии в ежегодной окружной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». Хороший уровень исследовательских проектов учащихся Лицея обусловлен тем, что это направление работы имеет здесь основательную базу: научное общество старшеклассников, созданное и руководимое Игорем Иннокентьевичем. В соответствии с программой общества, исследования проводятся не эпизодически, а постоянно, сопровождаются грамотной консультацией, защищаются и утверждаются на заседаниях. Характерно, что, не являясь обязательной, исследовательская работа привлекает всех без исключения старшеклассников Лицея, все они пробуют себя в этом деле. Не удивительно, ведь для них И.И.Баннов был и остается кумиром, человеком, которого они уважали и обожали, на которого хотели походить.
Помнится, вскоре по приезду Игоря Иннокентьевича в наш город нефтеюганцы прозвали его ученым – и как в воду глядели. Необыкновенная работоспособность, целеустремленность и очевидный талант позволили ему действительно стать ученым. В 1998 году Игорь Иннокентьевич успешно защитил диссертационную работу и получил ученую степень кандидата психологических наук. С этой поры он активно и полезно взаимодействовал с научной средой страны, выступал на Всероссийских научно-практических конференциях, семинарах и «круглых столах», в вузах психолого-педагогического профиля, привлекая внимание к актуальным вопросам развития образования, психологическим аспектам жизнедеятельности старшеклассников. Более 20 его научно-исследовательских работ, имеющих практическое значение, издано отдельными брошюрами. Вклад И.И.Баннова в развитие психологической науки отмечен почетной медалью имени Г.И.Челпанова.
Тесное сотрудничество сложилось у Игоря Иннокентьевича с Московским психолого-педагогическим университетом, директор которого, доктор психологических наук В.В.Рубцов, одним из первых в «ученом мире» разглядел огромный потенциал И.И.Баннова, способного преданно и плодотворно служить делу. Когда в 2000 году Лицей за культурно-образовательные инициативы получил статус Федеральной экспериментальной площадки, то Виталий Владимирович Рубцов стал его куратором и покровителем. В рамках программы экспериментальной площадки Игорь Иннокентьевич преподавал в Лицее совершенно новую дисциплину – метопредмет «Знание», который опробируется сейчас в некоторых школах страны как метод построения у детей понятийного уровня.
Поразительно, но факт, что плотная загруженность научной деятельностью, в которой была и работа над докторской диссертацией, не отрывала Игоря Иннокентьевича от повседневной жизни Лицея, он был рядом с детьми и педагогами во всех их делах. А это уроки, проекты, акции, конкурсы, репетиции, походы… Он знакомился со всеми творческими работами лицеистов, наблюдал их личностный рост, вникал в то, что волновало учеников – его сердце было открыто их печалям и радостям, участвовал в подготовке праздничных вечеров, спортивных состязаний - и сам выходил на сцену с гитарой, показывал «класс» игры в теннис, шахматы, бильярд… Был мозговым центром и душой школьного коллектива. Высоким примером и доступным человеком, который умел дружить, любить и радовать друзей, а их у него было множество. Он притягивал людей, как магнит, потому что рядом с ним жизнь становилась ярче, насыщенней, уверенней.
Закономерно, что под влиянием энергичной, жизнелюбивой, обаятельной и глубоко порядочной личности И.И.Баннова лицеисты во взрослой жизни становятся похожими на него людьми. Многие из первых выпускников Лицея уже состоялись как перспективные специалисты и активные граждане. Для бывших лицеистов характерно, что в дальнейшем они получают по два высших образования и, как правило, выбирают стезю научной работы. В этой преемственности остался на земле след подвижнической жизни Игоря Иннокентьевича, которая вправе называться подвигом.
Имя И.И.Баннова вписано в энциклопедию ХМАО-Югры. Глава города Нефтеюганска Сергей Владимирович Буров, будучи лично знаком с Игорем Иннокентьевичем, отмечает в этом редком Человеке и Педагоге следующие качества:
- Он удивлял масштабностью взглядов на жизнь, на общественные процессы. Город в его понимании был не только точкой на карте, а социальной средой, которая окружает человека. Он опережал всех прозорливостью и гражданской смелостью. Уже позднее в стране стали говорить о необходимости построения гражданского общества как обязательного атрибута цивилизованного государства.
Поражало также отношение Игоря Иннокентьевича к ученикам, которые были для него личностями. Он не делил их на сильных-слабых, плохих-хороших, все – лицеисты, с которыми предстоит пройти трудный учебный путь, все имеют право на то, чтобы в них верили.
Он обладал огромным авторитетом. И достиг результата, к которому стремился, не имея абсолютно никакой поддержки «сверху». Поддержку он получал только в том, что люди верили ему.
Еще одно сильное качество И.И.Баннова, которое многие сегодня избегают, это ответственность. Он брался за сложные проблемы – и отвечал за их решение.
Жизнь города состоит, безусловно, из личностей, которые имеют к нему заинтересованную позицию, желание быть значимыми для города, полезными. Таких людей воспитал в лицеистах Игорь Иннокентьевич. Такой личностью, прежде всего, был он сам. Этот пример гражданского отношения к жизни сегодня «подхватили» учащиеся всех школ города.
Что можно добавить к сказанному? Разве только повторить, что Почетный гражданин Нефтеюганска Игорь Иннокентьевич Баннов продолжает жить в каждом нефтеюганце, кому дорог город, небезразлично его будущее и кто разделяет ответственность за его судьбу.