Бондарь Маргарита Ильинична

002 16.05.1937 года - 25.11.2015 года.
Профессия – педагог.
Звание «Почетный гражданин муниципального образования город Нефтеюганск» присвоено 03.10.1997 года.
Трудовые награды:
медаль «За доблестный труд» - 1970 г.,
грамота Министерства просвещения СССР «За успехи в деле воспитания подрастающего поколения» - 1970 г.,
медаль «Ветеран труда РФ» - 1987 г.,
Почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ - 1988 г.,
Звание «Отличник народного просвещения» - 1988 г.
 

В детстве все девочки играют в школу, особенно любят, конечно, роль учителя. В этом нет ничего необычного, как и в том, что в дальнейшем учитель помогает нам найти свою дорогу в жизни, свое призвание. Но далеко не у каждого человека детская игра перерастает в дело всей жизни. Маргарита Ильинична – тот нетипичный случай, когда с юных лет человек твердо знает, каким путем пойдет по жизни, выбор сделан сразу и навсегда.

Её целеустремленность первыми испытали на себе одноклассники еще в начальной школе. Когда решали, чем на досуге заняться, даже мальчишки уступали её напору и послушно «садились за парты». Юная «учительница» не только импровизировала – она готовилась к своим урокам. Бумага тогда была в дефиците - выручал отец, отдавал дочери ненужные листы, на которых он, будучи строительным мастером, часто по вечерам заполнял дома наряды на выполнение производственных работ. Она формировала из этих листков тетради, сшивала их, разлиновывала, подписывала, раздавала своим «ученикам» и проверяла их работы.

Известно, что большое влияние оказывает на нас первый учитель – если он педагог по призванию. Маргарита Ильинична была очарована своей первой учительницей, старалась походить на нее: стремилась много знать, интересно рассказывать, принимать справедливые решения, делать аргументированные выводы… Первая учительница стала для Маргариты Ильиничны идеалом-ориентиром в жизни, её образ в дальнейшем хранила и реализовывала в себе будущий отличник народного просвещения. Наблюдая, с каким желанием и успехами девочка учится, как ярко проявляются в ней педагогические склонности, мудрая учительница стала привлекать Маргариту Ильиничну к проверке тетрадей, со временем доверила оценивать письменные работы сверстников.

Но больше всего Маргарита Ильинична любила в школьные годы учиться. Хорошо давались гуманитарные предметы, особенно русский язык. Её завораживала красота и богатство смысловых оттенков, тончайших нюансов родного языка, хотелось знать историю его развития, истоки и эволюцию каждого слова, уметь пользоваться и наслаждаться возможностями столь совершенного средства общения. Пришло время, и Маргарита Ильинична закончила Ишимский педагогический институт, историко-филологический факультет, стала дипломированным учителем русского языка и литературы.

Ишим - её родина. Это не так далеко от Нефтеюганска, в котором она живет уже более 40 лет, где шесть средних школ – её родные (№№ 1,4,5,8,9,10), в них она сделала более 20 выпусков, в городе трудятся сегодня тысячи её выпускников, из них десятки посвятили себя, как и она, школе. Здесь ни один из прожитых дней не был пустым, потерянным. Здесь до сих пор нужны и служат людям её знания и жизненный опыт. Будучи уже более 10 лет на заслуженном отдыхе, Маргарита Ильинична по сей день практикует репетиторством, помогая выпускникам школ успешно поступать в вузы. Потому дороже Нефтеюганска нет для неё места.

В памяти, как на фотографии, отпечаталась первая встреча с городом (вообще-то, тогда - с поселком). Летом 1963 года, после длительного водного пути, семья Маргариты Ильиничны сошла на берег (приехали полным составом: муж, она и 8-месячный сынишка). Поднявшись от пирса в гору, увидели песчаную улицу (единственную тогда), по обеим сторонам которой стояли в один ряд деревянные разнокалиберные домишки-избушки, а вокруг – полурасчищенный пустырь, дальше – лес. «Так вот он какой, Усть-Балык, о котором говорит вся страна! По виду не скажешь, что знаменитое место». Встретили их радушно, как желанных-жданных работников, а поселить – некуда. Дом, в котором их семье была «забронирована» квартира, еще только начал строиться и находился на уровне цоколя. Но удивительное дело: при остром дефиците жилья - никто из вновь прибывающих не оставался на улице. Семью Маргариты Ильиничны тоже приютили добрые люди. Жили две семьи в однокомнатной избушке, в тесноте, спали на полу, но у детей был свой угол.

На новом месте Маргарита Ильинична не испытала ни тревоги, ни разочарования, ни романтических чувств. Восприняла ситуацию спокойно, как будто так и должно было быть. Она ехала сюда не за романтикой, не за «длинным» рублем, а за мужем-нефтяником. Его направили на работу в Усть-Балыкский нефтепромысел, а главным для них было – оставаться вместе. К тому же, переезд не на край света, а в пределах одной области и даже округа. Ведь жили они в селе Шеркалы Октябрьского района, где Маргарита Ильинична преподавала в средней школе, куда была направлена в 1959 году после окончания вуза. В этом довольно крупном национальном селении, где живут, в основном, рыбаки-ханты, где социально-бытовые условия далеко не лучшие, она проработала 4 года.

С таким небольшим учительским стажем Маргарита Ильинична в августе 1963 года приступила к обязанностям завуча первой (и единственной тогда) в Нефтеюганске средней школы. Вот эта ситуация действительно её волновала. Нужно было поверить в себя, много готовиться – изучать методику, вникать в новые обязанности, почувствовать к ним интерес. Ей думалось, что в этой должности пробудет недолго, что появится вскоре более опытный организатор учебно-воспитательной работы. А «застряла» в завучах на всю жизнь. И надо сказать, без сожаления. Что нелегко дается, то больше ценится. Работа завуча многотрудная, объемная. Он – центральная организационная фигура в школьном коллективе, координатор деятельности и учительского, и ученического состава, обеспечивающий их успешное взаимодействие. К тому же, Маргарите Ильиничне не хотелось полностью отойти от преподавательской практики – вела уроки. Да еще какие! Не только дети заслушивались, - учителя с удовольствием посещали, приобретая для себя полезный опыт. Причем, первые 5 лет была «универсальным» завучем (по причине нехватки специалистов): организатором и учебного процесса, и внеклассной - внешкольной работы. То есть, по нынешним критериям, работала за троих. Дефицит кадров компенсировался энтузиазмом педагогов. Этому качеству первопроходцев, на сегодня уже архаичному, следует особо отдать должное, ибо в то время без энтузиазма не могло быть успеха ни в одном серьезном деле.

Школа открылась, не имея еще своего здания, первый год располагалась в помещении детского сада, которое учителя сами белили, красили. Но места явно не хватало, а детей прибавлялось, нужно было расширяться. Напротив, через дорогу, находились столовая и клуб «Геолог» - их к следующему учебному году тоже отдали под школу. И этот участок дороги стал очень оживленным, особенно во время перемен, ведь учителям много раз за день (причем, заметьте, в любую погоду!) нужно было попасть в противоположное здание, где ждали их уроков дети. Действительно ждали, - уточняет Маргарита Ильинична, - не сбегали, если учитель задерживался, ведь учились не по принуждению.

Людей поселка сближали общая цель и общие интересы, они вместе радовались успехам буровиков, нефтяников, строителей, сообща решали многочисленные поселковые проблемы, вызванные нехваткой врачей, учителей, жилья, тепла, света, продуктов, отсутствием детских садов… Они были как один коллектив, знали друг друга в лицо. Важной частью дружной жизни поселка была и школа. Кроме основной функции, она являла собой один из немногих в то время здесь очагов культуры. Поэтому в школьных мероприятиях, в их подготовке обычно участвовали, кроме учеников и учителей, также и родители, и представители нефтепромысла. А школьные вечера, на которых в обязательном порядке предусматривались концерты, театрализованные представления, подготовленные собственными силами, собирали столько народа, сколько могло вместить помещение. Это всегда было событием в жизни поселка. У Маргариты Ильиничны, которая «заправляла» их подготовкой, теплеет голос при воспоминании о том, с каким огоньком, старанием, искренностью участники дарили радость всему поселку, как раскрывались сердца и таланты детей.

Работа завуча оказалась живой, интересной. Маргарита Ильинична ушла в нее с головой. Основная задача завуча – обеспечить качественное преподавание. Этим она и занималась в Нефтеюганске более 30 лет. Вооружала учителей новой методикой проведения учебных занятий. Прежде всего, сама много читала, изучала новинки педагогической науки и практики, испытывала их на собственных уроках. Затем коллектив внедрял в своей работе. Полезный опыт находила не только в периодике. Он был и рядом: в Сургуте, Ханты-Мансийске, в своей школе… Чтобы отследить его, не пропустить, постоянно посещала занятия своих учителей, ездила в соседние города, проводила в школе учительские научно-практические конференции, открытые уроки, возила нефтеюганских учителей на августовские конференции к сургутянам (это был для них тогда «выход в свет»), где обменивались опытом работы, черпали новую информацию… Пришло время, и уже сургутские педагоги стали приезжать в Нефтеюганск за опытом, в формирование которого значительный вклад внесла Маргарита Ильинична. Достижения первого и наиболее опытного нефтеюганского завуча М.И.Бондарь стали предметом изучения на окружных (г.Ханты-Мансийск) и областных (г.Тюмень) семинарах. История развития методики и мастерства преподавания в Нефтеюганске, конкретные результаты этой работы, начало которой положила и достойно исполнила ведущую роль Маргарита Ильинична Бондарь – тема отдельного, больше профессионального разговора. Нам важно помнить, что Маргарита Ильинична стала для Нефтеюганска первопроходцем своего дела, наставником и помощником учительских коллективов большинства средних школ города в пору их становления. Она была завучем первой, четвертой, пятой, восьмой, девятой и десятой школ, коллективам которых её компетентность, увлеченность, инициативность, принципиальность, умение верно оценить и мудро распределить резервы учительского состава - помогли встать на ноги.

Замечали ли Вы, как профессия отражается на человеке? Маргарита Ильинична – идеальный портрет учителя. У нее благородная внешность, интеллигентная речь, выдержанное, тактичное поведение, живой, со множеством оттенков, приятный голос и внимательный, теплый взгляд. Педагогичность видна невооруженным глазом. Каждой клеточкой тела она помнит, что на нее смотрят, ей подражают дети: поворот головы, интонация речи – все выверено до миллиметра. И все гармонично, как и её внутренний мир.

Маргарита Ильинична из разряда людей, отдающих себя, такая у неё потребность - делать добро. Она счастлива не тем, что имеет, а тем, что дает. Причем, не напоказ. Никогда не навязывала своего мнения коллегам, ученикам, родителям, не давила авторитетом, предоставляя им право выбора. Но могла дать дельный совет, реально помочь решить проблему, поддержать духовно. Её душевный такт, оптимизм, способность заряжать все вокруг положительным настроем - притягивали. И потому они с доверием шли к ней со своими трудностями. Многим молодым учителям она помогла поверить в себя, развить свои способности, научиться понимать своих питомцев и быть им другом. Учитель учителей – так называют её бывшие коллеги. В этой высокой оценке - признание не только педагогического и наставнического таланта. Они уважают и равняются на нее как глубоко порядочного, бескорыстного, щедрой души человека. Далеко не каждый способен так любить работу, что стирается грань между общественной и личной жизнью - обе части становятся одним целым. Но у педагогов это бывает чаще, чем в других профессиях. Учительство – не костюм, который можно снять и надеть, когда требуется. Это состояние души, склад характера и образ жизни. Такой учитель всегда остается учителем – и дома, и в отпуске, и на пенсии. Поэтому не удивительно, что Маргарита Ильинична часто вкладывала собственные деньги, чтобы от имени школы поощрять подарками лучших учеников за их старания. А уж что касается времени, то оно безраздельно принадлежало школе. Семья относилась к этому с пониманием, зная, что по-другому жить Маргарита Ильинична не может.

Поэтому трудно было общественности города, знакомым и близким понять и принять решение М.И.Бондарь выйти на пенсию. Не верилось, что этот возраст наступил, ведь она, как всегда, была деятельна и полна сил. Решение было настолько неожиданным и, казалось, совершенно неоправданным, что её долго и горячо переубеждали. Но Маргарита Ильинична знала, что не позволит себе остаться. Она чувствовала, что знаменитая выдержанность стала ей изменять, уже были моменты, когда ей казалось, что вот-вот повысит голос, а это против её принципов. Бескомпромиссная требовательность к себе в части профессионального долга и стала той силой, что заставила Маргариту Ильиничну отказать себе в любимом деле. Достойный, мужественный поступок. Ведь она отчетливо понимала, на что идет.

Это был 1995 год. В её жизни наступила непростая пора. Нужно было заполнить образовавшуюся пустоту, причем, не дачей-огородом, не домашним хозяйством, хотя и эти занятия были в её арсенале. Но по-прежнему оставалась потребность отдавать себя общественно-полезному делу. И Маргарита Ильинична вскоре реализовала её. Это был клуб «Оптималист», пропагандирующий здоровый образ жизни, помогающий людям отвыкать от дурных привычек и наслаждаться общением с природой, дружбой со спортом, чувством полноты здоровья. Здесь Маргарита Ильинична в течение 5 лет возглавляла культурно-массовую работу, придумывала интересные мероприятия, в чем ей не было в клубе равных. Она смогла теперь значительно больше читать, стала постоянной участницей «литературной гостиной» для ветеранов города. Со временем на базе «Оптималиста» сформировалось общество «моржей» под названием «Льдинка». 7 лет Маргарита Ильинична «моржевала» со сторонниками этого экстремального вида оздоровления, «рекламируя» его собственным примером и бодрым самочувствием. Каждый день, в любую погоду они ходили на реку – окунуться, поплавать, зимой для этого нужно было пробуривать и поддерживать прорубь. Коллектив в «Льдинке» подобрался дружный и с «огоньком». Имел свои традиции, свои праздники. Состоял из неординарных, увлеченных людей, с которыми Маргарите Ильиничне было интересно общаться и дружить.

Но самую стойкую привязанность она испытывает, как и следовало ожидать, к репетиторской практике. По правде сказать, начала заниматься этим делом не ради удовольствия – нужно было материально помочь сыну, чтобы обеспечить внуку высшее образование. Сейчас в её помощи уже нет большой нужды. Но каждый год молодежь стремится поступить в вузы, престиж высшего профессионального обучения крепнет, и спрос на Маргариту Ильиничну, как опытного филолога, не снижается. У нее в этом деле есть принцип: занимается только с теми детьми, которые действительно хотят учиться. Если же ребята приходят на занятия исключительно под нажимом родителей, она не считает возможным тратить их деньги. И, конечно, не теряет из виду выпускников, которых готовила к вступительным экзаменам, следит за их успехами. Так продолжается жизнь Маргариты Ильиничны в профессии. Все, кому она помогала, поступили в институты, университеты, некоторые уже получили дипломы. В каждом, благодаря индивидуальному общению, посеяла семена «разумного, доброго, вечного».

Духовный вклад замечательного педагога и человека М.И.Бондарь помог сформироваться дружной, активно созидательной социальной общности, имя которой – нефтеюганцы.

 

 

 

 

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Часы работы

  • Режим работы: 

    Вт. - Вс.: с 10:00 до 19:00

    Выходной день:  Понедельник

Сообщить об ошибке

  • Ошибка в тексте?
  • Выделите е и нажмите “CTRL” + “ENTER”

Рассылки

Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным.

Этот сайт использует файлы cookie для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.